Как влияет сезонность на спрос на товары и услуги?

Сезонность спроса на товары и услуги Маркетинг

Каждый сезон по-своему влияет на развитие торговли и сферы услуг. Независимо от того сезонный бизнес или нет потребители показывают разную реакцию в зависимости от сезона.

Ярким примером являются наблюдения ведущих маркетологов, которые доказали наибольшую активность клиентов в последний квартал в году. В октябре, ноябре и декабре продажи повышаются до 40%. Эти данные доказывают насколько изменяется настрой клиентов.

Для того чтобы добиться высоких продаж в любое время года, важно понимать и реально оценивать сезонность спроса. Только в этом случае можно грамотно скорректировать расход бюджета, стратегию продвижения и коммуникации в тот или иной сезон, или праздник.

Что такое сезонность спроса в бизнесе?

Сезонность спроса в бизнесе является одной из самых важных аналитических величин. Благодаря аналитике ведущих маркетологов, выявлен ряд схем изменений поведения потребителей относительно того или иного товара, или услуги. Клиенты показывают свою заинтересованность сайтом и продуктами на нем в зависимости от времени года.

Сезонность спроса выражается изменением трафика сайта. Активность потребителей возрастает или снижается в зависимости от того, какой наступает сезон или если приближается тот или иной праздник.

Как правило, схемы и изменения сезонности спроса являются постоянными, так как зафиксированы в результате длительных наблюдений. Увеличение дохода и общее развитие бизнеса зависит от определения сезонности спроса.

Причины возникновения сезонности спроса на товары и услуги

Независимо от сферы бизнеса, меняется посещаемость сайта, спроса на предлагаемый товар или услуги и прибыль компании.

Основные причины сезонности спроса на товары:

  • Времена года. В зависимости от изменения погодных условий меняется и спрос на продукцию. В зимний период больше востребована определенная товарная группа – пуховики, елки, шапки и т.д. Летом же увеличиваются продажи совсем другой продукции. Таким образом в зимний период нет спроса на купальники и шорты, а в летний — на лыжи и коньки;
  • Праздничные дни. Особенный спрос на разные виды товаров наблюдается перед важными праздниками и датами. Например, перед Новым годом или праздником 8-го марта наблюдается взлёт продаж на абсолютно все категории товаров. А вот в преддверии знаний спросом пользуются канцелярские товары и школьная форма;
  • Бизнес-активность в течении года. Существуют и периоды, когда спрос на товары падает. Такие моменты наблюдаются в период каникул или отпусков. Стоит отметить, что в это время растет спрос на товары для отдыха;
  • Финансирование бюджетных программ. В государственных организациях и крупных частных компаниях в конце квартала обычно возникает необходимость освоить средства, выделенные на закупку необходимой продукции. А в начале периода спрос наоборот падает — бюджет ещё не распределён;
  • Мировые события. Это не праздники, но они тоже влияют на спрос тех или иных товаров. К таким событиям можно отнести проведение чемпионата мира по футболу или вручения премии Оскар.

Внимание! При учете всех видов сезонности спроса и его влияния на бизнес, можно выстроить грамотную стратегию продвижения, которая будет гарантировать увеличения доходов независимо от сезона или событий мирового масштаба.

Какие бывают виды сезонности?

Существует три основных вида сезонности. Отличие их определяется в зависимости от интенсивности спада продаж. Сезонность бывает:

  1. Умеренная. Изменения, которые касаются бизнеса в сфере продажи товаров повседневного спроса. Максимальный спад спроса достигает 10-20%, что особенно не влияет на прибыль компании;
  2. Яркая. Касается товаров сезонного спроса. Достигается спад в 30-40%. Это могут быть летние или зимние товары;
  3. Жёсткая. Ей подвержены товары, которые требуются исключительно в определённый период. Яркий пример — это елочные игрушки. Спрос падает на 50-100%.

Стоит учесть! При правильном определении сезонности поискового запроса, есть возможность построения грамотной стратегии продвижения сайта, которая приведёт компанию к развитию и повышению прибыли. Поэтому очень важно учитывать сезонность спроса.

Как проверить сезонность спроса?

Для того чтобы определить стратегию продвижения сайта, необходимо проводить анализ сезонного спроса на услуги и товары. Существует несколько сервисов, которые помогают точно проверить сезонность спроса. Каждый из них имеет свои особенности.

Использовать этот сервис легко даже не профессионалу. Достаточно простые в понимании показатели точно указывают на все сезонные изменения востребованности товара для потенциальных клиентов.

Google Trends показывает данные в виде понятного графика, в котором нижняя точка — это минимум спроса, а верхняя — максимум.

Динамика спроса в бизнесе

Главной отличительной чертой сервиса является возможность отслеживать до пяти запросов с учетом регионального и территориального расположения. Кроме этого сервис демонстрирует статистику по запросам за 16 лет.

Планировщик ключевых слов

Сервис Keyword Planner имеет функционал, который позволяет отследить статистику по интересующим Вас поисковым запросам в точных географических координатах (можно отслеживать корреляцию спроса по определенной области, административному центру или городу).

Для начала работы необходимо зайти в рекламный кабинет и указать «Инструменты и настройки»:

Как проверить сезонность спроса в планировщике ключевых слов

Данные по запросам доступны за период, который выбран вручную. При этом максимальный период не должен превышать промежуток в 4 года.

Статистика популярности запросов

Программа Key Collector

Используя распространенный сервис для семантического проектирования Вы также можете отслеживать сезонные тенденции по интересующим ключевым словам.

Определить влияние сезонности поможет Key Collector

Key Collector дает возможность построить график частотности за прошедшие периоды, и на их основании сделать прогноз. Чтобы получить данные расширенной статистики, нужно выделить запрос в таблице и перейти в «Дополнительную статистику» на панели внизу экрана:

График спроса по месяцам

Как использовать влияние сезонности на спрос?

Для того чтобы бизнес не страдал от влияния сезонности на спрос необходимо использовать ее во благо. Для этого необходимо:

  • Расширьте предлагаемый ассортимент. Если Ваша продукция рассчитана только на определенный сезон, попробуйте расширить ассортимент и предложить потребителям товары, спрос на которые не зависит от сезонности. Если у Вас магазин спортивных товаров, и главное направление — продажа горных лыж и коньков, стоит добавить товары для летних видов спорта — купальники, мячи и так далее;
  • Расширьте ЦА. Для этого можно пойти как по пути расширения ассортимента за счет смежной продукции, похожей на ту, которую Вы продаете, так и привлекать аудиторию за счет предложений в более дорогом или более дешевом ценовом сегменте;
  • Взаимодействуйте с клиентами. Очень важно не просто анализировать и знать свою целевую аудиторию, но и постоянно взаимодействовать с ней. С таким подходом Вы сможете предложить клиенту скидку на день рождения или годовщину. Также проще будет отправить покупателю выгодное предложение еще перед началом сезона. Если товар все равно будет нужен через определенное время – можно купить его заранее по выгодной цене;
  • Скидки и акции. Индивидуальные бонусы и спецпредложения способны мотивировать клиента на покупку даже не в сезон. Это мотивирует покупателей отслеживать Ваши предложения и ждать распродажи в любое время. В таком случае можно продавать даже шубы летом или купальники зимой.

Совет! Если использовать все перечисленные манипуляции, можно не только сохранить бизнес и преумножить прибыль независимо от сезона, но и завоевать лояльность постоянных клиентов, которые в свою очередь приведут новых.

Сергей Шевченко
Сергей Шевченко
Оцените автора
Adwservice
Добавить комментарий

Сергей Шевченко Google-логист GoogleLogist
GoogleLogist
Пакет услуг «90 дней Google рекламы», поможет сделать Вашу рекламную кампанию не только выгодной, а и увеличить продажи с нее