Вся жизнь – игра или как использовать геймификацию в бизнесе

 30 марта 2018  Яна Ляшенко  192
Поделиться
0
  • Время чтения: 15 мин.
Нет времени читать?

Все мы знаем на сколько везде все пропитано ощущением игры на сегодняшний день. Да что там сегодня - в принципе с начала времен люди обожали играть в игры. И в каждой игре у людей можно выделить определенные модели поведения. Эти модели (по-другому, психотипы) активно используются в маркетинге для увеличения прибыли компаний.

Сегодня рассмотрим основные психотипы игроков по Бартлу.


Кто такой Ричард Бартл? Писатель, профессор, игровой исследователь. А также со-автор одной из первых многопользовательских игр ММО (MUD1).

Бартл активно изучал типы личностей игроков в виртуальных мирах. Он в свое время задал очень правильный вопрос: «почему люди приходят в игры и для чего они играют?».

Вы тут можете сказать: «опять психология, бла-бла. Ничего интересного». Отнюдь, как раз описание его психотипов очень активно применяется не только в сферах создания игр, но и e-commerce проектах. Да-да…Маркетологи любят находить слабые места «простых пользователей» и использовать их с целью получения прибыли.

Итак, в результате наблюдения, Ричард Бартл, выделил следующие психотипы игроков:

Киллеры - любители посоревноваться. Другими словами, игроки хотят продемонстрировать свое превосходство над другими, им очень важно быть лучше других и это их стимул.

Карьеристы. У них очень большое желание влиять на мир. Высоко ценят власть, возможности. В отличие от первых, они не соревнуются с другими, а соревнуются с системой.

Исследователи - третий психотип, которому важно именно взаимодействие с миром. Покорять мир - это не их уклад, а вот изучить его, понять его тайны, постигнуть знания…

Социальщики - четвертый психотип, которому важна не игра, а люди и общение. Они ценят популярность, общение, межличностные отношения.

Давайте теперь подумаем как можно использовать данную информацию в маркетинге.

Киллер:

В большей мере имеют разрушительный характер. Иногда в интернете их называют «тролли». Цель – повлиять на других людей, найти их болевые точки и надавить на них. Ради чего? Просто ради интереса. Могут разжигать скандал на пустом месте в комментариях. Цель киллера – получить власть над человеком, психологическое влияние и признание. В играх готовы платить сразу за прокачку сил, доминирование, мощное оружие, силу, скилы, персонажи.

Так давайте дадим ему режим соревнования.

Идеальная игрушка для киллера - это бальная (рейтинговая) система. При чем в идеале бальная система не для товаров, а для людей.

Покажите что с помощью вашего товара или услуги клиент будет лучше чем другие, что это эксклюзивный продукт, доступный только малому количеству людей и этот продукт открывает супер возможности только для него и больше никому. Дорогие товары, показная роскошь, акцент на том, что у них дом будет лучше украшен к новому году, чем у соседа. В рекламных объявлениях дорогого смартфона стоит делать акцент именно на эксклюзивности товара, на том, что именно этот продукт/услуга будут отличать их от других, именно он поможет им быть лучше и круче чем другие, показать свою власть силу, деньги. Минус этой категории только в том, что коэфф. удержания у них достаточно низкий, но это самая монетизируемая категория. Также, прошу отметить, что это идеальный психотип менеджера по продажам! Для бизнеса очень ценный психотип, по сколько он наиболее эффективно привлекает внимание и разогревает аудиторию.

Карьеристы - второй психотип:

Это те самые люди, которые «ходят на кабанчиков» в играх :), чтобы получить по 1 очку опыта для поднятия рейтинга. Они любят коллекционировать ресурсы и ценности.

Баллы, рейтинги, ачивки собирают не ради того, чтобы показать на сколько они превосходят других, а ради самого накопительства. Главная цель – самосовершенствование. Хотят быть хозяином положения, а остальное – средства для достижения целей.

Измеритель прогресса для них в играх - это наполненность профиля. В жизни – борются за то, чтобы получить больше выгоды от конкретного продукта. Не важно какой продукт, какая услуга – важна только выгода, которую он получит в итоге.

Что любят карьеристы:

- накопительные скидки

- дополнительные функции при регистрации - личный кабинет с аватаром, данными.

- напоминание о «брошенной корзине» - вообще нечестный прием против них. Это как призыв к немедленному исполнению!

Для них актуально – потратить время и получить награду. Легко вовлекаются в игру. А значит, например, можно на сайте создать специальную форму “Пройдите тест на сайте и получите готовый проект кухни» + во время прохождения теста давайте скидку за каждый отвеченный вопрос.

Делайте максимальный акцент на выгоды от покупки товара или услуги. Это тот тип клиентов, что приобретают все что вы предложите без раздумий, но для них принципиально важно: чтобы оно сулило выгоду.

Примеры из жизни: карьеристы – это те люди, которые на кассе без раздумий докупят больше товара, чтобы получить больше бонус или скидку. Таксисты Uber также яркий пример карьеристов (они готовы работать целыми сутками, чтобы получить хорошие отметки за чистоту салона, комфортную езду, разговор и прочее).

Данный психотип хорошо монетизируется и обладает хорошим LTV (показателем удержания).

Исследователи:

Самое важное в игре для данного психотипа - развитие, интересный сюжет, таланты, огромные локации, большое количество контента и др. Обычно они прокачивают один класс народа, потом второй и так далее. Они любители цифр и постоянно готовы сравнивать данные.

Исследователи - та категория пользователей, которая постоянно сравнивает себя с другими, сравнивает практическую сторону предмета/товара/услуги. Любят максимально изучить продукт или услугу, также дадут отзыв о последних максимально объективный ( в отличие от «киллеров»). Исследователи таким образом помогают бизнесу доработать продукт, чтобы улучшить его качество.

Для них важно:

- наличие возможности сравнения товаров на сайте;

- наличие комментарием с рейтингами (ведь исследователь предпочитает читать только полезные отзывы.);

 

 

- предложения по изучению вашего продукта или сайта:

- удобство использования сайта (есть ли фильтры в каталоге товаров или поиск, а еще важно, чтобы ваш сайт был эстетично красивым). Последний пункт может вызвать большое желание поделиться вашим сайтом в социальных сетях.

Небольшой минус данного психотипа - это та категория, которая редко платит. Но, в играх часто платят за подсказки - то есть если им понравился продукт он готов будет купить его продолжение.

Исследователи приобретут продукт, чтобы изучить все мелочи, слабые места + потом будут поучать вас и других людей о нем. Но если качество вашего товара их устроит – они скупят все по максимуму.

Проходят все этапы ваших воронок и спрашивают есть ли еще что-нибудь дальше?

Еще один минус: им нужно объяснять для чего нужно проходить дальше по воронке и купить продукт.

Социальщики:

Чаты, форумы, кланы - главные фича для соц игроков.

Они очень общительные и милые как "хомячки". А главное - это люди, которые (если им все понравится) будет вас рекомендовать бесплатно.

Что важно для социальщиков:

- лайки, шаринг, чаты;

- отзывы с рейтингом;

- ссылки на соц. сети;

- онлайн-консультант (любят они пообщаться о погоде);

- уведомления, напоминания.

Для социальщика обязательно нужны ивенты, форумы, конкурсы и все что касается масового взаимодействия.

В играх они платят за образы, скины, татуировки или прически и др., что может выделить их из толпы.

С социальщиков проще всего собирать отзывы. Они активно включаются в общение, по 5 раз могут приобретать ваши вебинары (хотя они могут быть приблизительно одинаковыми), ходят массово на ваши мастер классы, налаживают контакты. И это все ради общения, так что предложите им участие в закрытом в клубе и они ваши.

Очень полезный психотип для социальных сетей, групп и продвижения продукта в целом.

Прошу обратить внимание на тот факт, что 100% психотипа одной категории не бывает в реальной жизни. Обычно в нас есть комбинация из типов, которая в большей мере и может предопределять поведение в играх. Но здесь конечно можно поспорить.

Яна Ляшенко

Автор: Яна Ляшенко

Project Manager